Тринадцать друзей бизнеса: какие правила не стоит нарушать

0


Расширяя бизнес, или начиная новый, всегда стоит уделять особое внимание ряду правил, которые составлены на примерах работы других предпринимателей. Вот самые распространенные

Специфика ведения бизнеса в России уникальна и аутентична. Об этом знает любой человек попробовавший заниматься предпринимательством в России. Я постарался собрать тринадцать правил для российских предпринимателей, которые помогут не совершать ошибок, а наоборот помогут сохранить и преумножить активы.

1. Всегда готовьте закрывающие документы. Даже если знаете что приобретенный товар не «серый». Претензии налоговой инспекции не кажутся серьезной проблемой, если их предъявляют не вам. Во время нарастающего экономического кризиса сотрудники ФНС не только проверят всех ваших поставщиков, сотрудников ( их даже опросят) и контрагентов, они будут смотреть, насколько вы были «осмотрительны», то есть, какие действия вы предприняли для проверки контрагента и товара, который он вам поставляет.
2. Не работайте с «обнальщиками», особенно, в конце года. Конец года — время «кидков». Это период, когда так называемые специалисты по оптимизации налогообложения, проработав год и создав себе определенную положительную репутацию, собирают ваши деньги и деньги других своих клиентов и пропадают. На этом зарабатывает 90% площадок по «обналичке».

3. Не наделяйте своего генерального директора бесконечными полномочиями. Рано или поздно он может оформить на себя ваш бизнес и/или заберет клиентов. Так произошло в 2015 году у одного российского предпринимателя, столкнувшегося с проблемой рейдерского захвата. Во время командировки учредителя в Европу его гендиректор перезаключил договор на помещение, в котором находилась компания на свою фирму, перевел в нее всех сотрудников, объявив им, что акционер продал бизнес.

4. Оформляйте трудовые отношения с сотрудниками. Часто рядовые сотрудники забирают кассу, технику или ценное имущество в компании. Когда мы проводим расследование часто выясняется, что сотрудник оформлен не был, а работодатель даже не взял копию паспорта. Если у вас высокий уровень текучести кадров, подписывайте помимо трудового или гражданско-правового договора соглашение об ответственности за хищение имущества. Этот простой прием поможет значительно сократить уровень хищений в компании.

5. Не платите «решальщикам» и посредникам во взятках. Если вы планируете работать с госкомпаниями или компаниями, имеющими значительную долю на рынке, то вы скоро встретите людей, обитающих в лобби отелей и легко оперирующих терминами и громкими именами в вашем сегменте и госструктурах. Эти люди будут обещать вам знакомства с именитыми людьми, победы в тендерах и конкурсах, защиту, покровительство и другие услуги.

6. Старайтесь не работать с кредитными брокерами. Начав процесс поиска удобного для вашего бизнеса займа, вы можете встретить лиц, обещающих за процент от кредита или банковской гарантии, так необходимой для участия в государственных тендерах, помощь в одобрении кредитным комитетом. Такое сотрудничество зачастую заканчивается на этапе оплаты вашего бизнес-плана, после этого брокеры пропадают из поля зрения.

7. Никогда не платите сотрудникам правоохранительных органов. Существует «золотое правило», которое работает всегда: заплатив один раз, вы будете платить все оставшееся время. Дача взятки — это уголовное преступление, о котором вам будут напоминать каждый раз, когда вы откажетесь оказать услугу на льготных условиях или списать в чью-то пользу часть товара.

8. Знайте свои права в работе с органами внутренних дел. Как правило, нужно знать только основные правила поведения при работе с правоохранителями. Среди них можно выделить три: вы не обязаны давать показания против себя, своей супруги(супруга) и своих близких родственников, если этого не хотите (51 статья Конституции); отличайте уголовное дело от доследственной проверки (на разных стадиях уголовного процесса разные полномочия представителей органов); не миритесь с нарушением своих прав — инструментов для защиты у вас достаточно.

9. Старайтесь избегать услуг коллекторов или похожих структур. Коллекторы по большей части работают как венчурные инвесторы, они собирают долги в надежде, что какой-то из них решится сам собой, после чего просто ожидают чуда; но есть другой тип — «жесткие коллекторы», как правило это бригады, состоящие из спортсменов или бывших военных, применяющих нетрадиционные методы взыскания задолженности. 90% их работы это взыскание денег «по понятиям», воспользовавшись услугами таких коллекторов, вы можете потерять репутацию, а в некоторых случаях, самим оказаться жертвой таких подрядчиков. Большая часть проектов «жестких коллекторов» заканчивается уголовными делами.

10. Не давайте займы и товарные кредиты, не проверив своих контрагентов. Займополучателей можно проверять по базе судебных приставов (ФССП) и Арбитражного суда. Обратите внимание на наличие задолженностей в базе приставов и на наличие исков к контрагенту о взыскании задолженностей. Не давайте займов по расписке без обеспечения. Выходя на рынок, вы получите массу предложений взять у вас деньги или товар взаймы, они будут поступать от совершенно разных персон. Приготовьтесь научиться отказывать.

11. Всегда внимательно изучайте договор с контрагентом, проверяйте реквизиты в накладных и актах сверки. Когда ваш контрагент откажется от оплаты или поставки, вам будет что использовать в качестве доказательств.

12. Не работайте с неплатящими «дойными коровами». В корпоративных финансах есть такое понятие жизненного цикла компании как «дойная корова». Такие компании достигли своего пика роста и сейчас лишь кормят своих акционеров (в России часто на госказах). Такие компании занимают позицию неплательщика, они не будут вам выплачивать деньги за товар или услугу, пока вы не подадите иск о признании должника банкротом, а если у такой компании хорошие отношения с судом в регионе, то ваш иск просто будет переноситься раз от раза. Чтобы отличить неплатящую компанию от добросовестной, обращайте внимание на их судебную практику.

13. Если вы работаете с поставщиком сырья — проверяйте информацию о контрагентах. Хотя бы в сети интернет, СМИ и специализированных форумах. Как правило, недобросовестные предприниматели становятся темой обсуждения на форумах поставщиков.

Источник: Алексей Фролов/Форбс, 15.02.2017г.